История об аль-Худ аль-Марсуд’е, эфиопском везире, влюбленных и памятнике из Британского музея :-)
Мало кто из прохожих останавливается, проходя в шумном потоке толпы мимо каирской больницы дерматологии и болезней репродуктивой системы, что около старой площади Саида Зейнаб. Район этот не туристский, бедный, все спешат по своим делам. Однако именно это здание указывает на то место, где прежде разворачивалась одна из самых удивительных историй Старого Каира, главную роль в которой играл аль-Худ аль-Марсуд, или «Благословенный бассейн».
Впервые этот бассейн появился в истории где-то около 900 г. н.э., еще до того, как был основан Каир. Рассказывали о странном бассейне, «сделанном из темного камня и покрытого знаками языка, на котором говорят птицы». Этот бассейн, разумеется, магическим образом плавал по водам Нила взад и вперед и порой бесстрашные люди использовали его, чтобы переправиться через реку. Кафур аль-Икшиди, некогда эфиопский раб, возвысившийся благодаря уму и некоторым другим талантам до должности везира, был тогда, стоя позади трона, реальным правителем Египта. Ему захотелось разузнать, что за тайну хранит черный каменный бассейн и он приказал вынуть его из реки, чтобы исследовать. Надо ли говорить, что, согласно преданию, бассейн потерял свою таинственную силу, как только его лишили близости с нильскими водами?
История аль-Худ аль-Марсуд’а затем теряется на несколько сотен лет, до того момента, пока в 1600-х годах Каир не прибыл итальянский дворянин Пьетро Делла Валле. Итальянец страшно мучился от невзаимной любви, пытался неудачно покончить с собой и находился уже совсем в печальном состоянии, когда какой-то приятель посоветовал ему развлечься, отправившись на Восток. Остановившись в Каире, он услышал о таинственном бассейне, который лежал там, где сейчас стоит здание упомянутого госпиталя. В те годы это была прибрежная зона Биркет аль-Филь – озера, своей формой напоминающего бивень слона, на берегах которого стояли роскошные дворцы. Увы, былая роскошь давно исчезла, на смену дворцам пришли трущобы, а озеро высохло, и было застроено домами квартала Хильмийя. Делла Валле пишет, что «Благословенный бассейн» был большим, темного камня древнеегипетским саркофагом, покрытым иероглифами и изображениями божеств, в частности – Анубиса. Он стоял в мраморной нише и слыл ещё и «фонтаном влюбленных». Местные считали, что он был создан древними мудрецами и обладал тайной магической силой: если кто мучился любовной страстью, то стоило выпить водички из аль-Худ аль-Марсуд’а и от былых мучений не оставалось и следа. Несмотря на то, что он явно был тем самым страдальцем, которого судьба наконец-то привела к разрешению всех бед и несчастий, Делла Валле пить из каменного саркофага поостерегся. «Не хотел я, чтобы Любовь покинула меня», - писал он позже, не забыв упомянуть, что водица в «бассейне» была темная, пахучая и, кроме того, её пил проходящий мимо домашний скот.
В последовавшие за этой историей два века «Фонтан влюбленных» видело несколько европейских путешественников. Художник Луиджи Мейер зарисовал нишу, где он стоял, и окружающие это место дворцы около 1700 года. Когда в Египет пришли солдаты и ученые Бонапарта, они обратили внимание на аль-Худ аль-Марсуд – «прекрасный саркофаг из черного гранита, о котором местные рассказывают много небывальщины».
Несмотря на протесты, его быстро погрузили на корабль, чтобы увезти во Францию. Однако груз был перехвачен британцами и в итоге несчастный саркофаг оказался в Лондоне, в одном из залов Британского музея. Как выяснили британские египтологи, создан он был на рубеже 7-6 веков до новой эры для вельможи по имени Хапмен. Внутреннюю часть саркофага украшают фигуры 21-го духа иного мира, на его дне – фигура богини Нут, снаружи на поверхности – фигуры богинь-защитниц Исиды и Нефтиды, две фигуры Анубиса, духи-сыновья Хора и текст 72 изречения «Книги мертвых». Любопытно, что тексты и декорировка саркофага почти полностью повторяют облик саркофага царя Тутмоса III в Долине царей. Видимо, тот, кто делал саркофаг или тот кто его заказывал, бывал в разоренной гробнице царя, жившего за 800 лет до Хапмена.
В Каире о былом чуде осталась интересная память. Район, где некогда находился саркофаг, по-прежнему называется «аль-Худ аль-Марсуд». В память о том, что место считалось целительным в делах любовных несчастий, британское правительство построило здесь госпиталь, где лечили венерические заболевания и где официально зарегистрированные каирские жрицы любви должны были ежегодно показываться врачу.
(с) Виктор Солкин по статье Lee Keath и материалам Британского музея
https://www.dropbox.com/scl/fi/erz46xd9eqc7jz2q3dq3u/vvvvv.mp3?rlkey=6sjztg66nwhvs7yc1qpqb8i1l&dl=0