11 июля 2024 г. на кладбище Антакальнис Сауле (Вильнюс) прошла церемония, посвященная памяти единственного литовского египтолога Марии Рудзинскайте-Арчимавичене (1885-1941), погребение которой было обнаружено и отмечено памятником совсем недавно.
Ученица выдающегося русского египтолога Б.А. Тураева, Рудзинскайте-Арчимавичене была очень ярким человеком, ученым, отдавшем всю свою жизнь египтологии. Долгие десятилетие ее погребение было забытым и вот только в 2024 году его удалось идентифицировать. Был установлен замечательный памятник авторства скульптора Ксении Ярошевайте, который своей формой восходит к т.н. «бюстам предков» - небольшим скульптурным изображениям, которые древние египтяне использовали в ритуалах поминовения предков. «Дочь Древнего Египта, очарованная Солнцем», - гласит надпись на памятнике.
Исследования по поиску утерянного захоронения и создание памятника были осуществлены совместно сотрудниками Национального художественного музея имени М. Чюрлениса, где хранится небольшая коллекция египетских древностей, приобретенная М. Рудзинскайте-Арчимавичене и Вильнюсским университетом, где египтолог работала в последние годы жизни. Она была яркой и, во многом, экстравагантной женщиной, которая называла себя «дочерью Солнца» и поклонялась богам Древнего Египта. О ее невероятных лекциях в Вильнюсском университете, которые пользовались огромной популярностью, ходили легенды.
Мария родилась 16 июля 1885 года в поместье Шаравай Кедайняйского уезда в большой семье мелкого дворянина. Древним Египтом увлеклась еще в детстве. Училась в Кауннасской женской гимназии, позже посещала Высшие женские курсы в Москве. В 1918 году, закончив Императорский московский универ, вернулась из Москвы в Каунас, а в 1940 году переехала в Вильнюс.
Невероятная страсть Марии к Египту в Литве начала XX казалась странной причудой. Сегодня египетская коллекция, привезенная Рудзинскайте-Арчимавичене с берегов Нила – одна из самых посещаемых и популярных в залах Национального музея в Вильнюсе, однако при жизни египтолог писала, что «с болью в сердце» смотрит на то, как ее коллекция «теряется» в темной части вестибюля и выставляется вместен с детскими рисунками.
Дорога в Египет началась для Марии в Москве. В 1908 году, закончив в Каунасе курс по истории и филологии, она поняла, что нуждается в более серьезном образовании. Именно тогда она, свободно владея русским языком, переехала в Москву к брату – Дионису Рудзинскасу. Именно в это время в Москве шла подготовка к открытию Императорского музея изящных искусств им. Александра III, где созданием египетского зала, основанного на коллекции В.С. Голенищева, занимался Борис Александрович Тураев. Именно он создал вокруг себя «кружок молодых людей, интересующихся иероглифами», в который попала М. Рудзинскайте-Арчимавичене. Тураев преподавал на Высших женских курсах, которые стала посещать Мария, всецело отдавшаяся увлечению Египтом. «Живя волшебной жизнью своих египтян, он околдовывал и нас, своих слушателей», - писала в дневниках Мария.
В ноябре 1916 года М. Рудзинскайте-Арчимавичене успешно сдала выпускные экзамены Императорского Московского университета и получила степень магистра Всемирной истории первой степени. В Москве Мария вышла замуж, однако брак продлился недолго – молодого супруга призвали на фронт, с войны он так и не вернулся. Тяжело перенеся утрату, Мария вернулась в Каунас и с 1922 по 1939 год преподавала историю в гимназиях и Литовском университете. Работе мешало слабое здоровье и… плохое знание литовского языка, - она жалуется на это в письмах друзьям. Первые два года все же получалось добывать разрешение преподавать на русском, однако позже пришлось выучить литовский язык.
Годы преподавания в Литве стали временем активной научной работы Марии. Она перевела с египетского на польский ряд памятников древнеегипетской литературы, опубликовала несколько статей и воспоминания из поездок в Египет. В 1932 году М. Рудзинскайте-Арчимавичене создала прообраз литовско-египетского словаря «Иероглифы Египта», а годом позже издала монографию «Положение женщин в Древнем Египте». В 1934 году публикацию «Значение имени в Древнем Египте» Мария посвящает памяти Б.А. Тураева, а в 1936 году выпускает в свет книгу «Земля богов и благовоний» и подробное исследование «История Древнего Востока», часть I «Египет». Увы, многие книги и статьи, подготовленные Марией, так и не были опубликованы из-за непонимания университетским начальством важности той темы, которой занималась египтолог.
М. Рудзинскайте-Арчимавичене представляла Литву на международных конгрессах востоковедов в Берлине, Риме и Брюсселе, что позволило ей активно взаимодействовать с зарубежными коллегами. Обратно в Литву она привозила горы книг и новые знания, которыми активно делилась со своими студентами и всеми, кому были интересны египетские древности.
Многим Мария казалась экстравагантной чудачкой. Она носила шали и юбки, расписанные на заказ невероятными узорами, ее комнату, насквозь пропахшую восточными благовониями, называли «восточным покоем». В 1936 году Мария жила в доме политика и дипломата Юоза Пурицкого и подружилась с его дочерью Сильвией. Сильвия называла экзотическую подругу «Арчимувка» и вспоминала о ней с удивлением: «она носит подобие невиданных египетских одежд, волосы у нее странно закручены, в отличие от причесок других женщин. В ее комнате почти не видно стола, шкафа, дивана – повсюду скатерти, шали, ткани с восточными узорами. У нее есть невиданные вазы и фаянсовые статуэтки. Входя в эту комнату, я словно попадаю в книгу сказок «1001 ночи»». Сильвия скрашивала одиночество Марии, которая называла юную подругу Анхесенамон - именем жены Тутанхамона. Она надевала на девушку восточные одеяния, рассказывала ей древние притчи и «была счастлива, словно вдохнула жизнь в мумию дочери какого-то фараона».
В 1924 году египтолог обратилась к руководству университета за финансовой поддержкой для поездки в Египет. Из запрошенных 1500 литов ей выделили только тысячу. Многие друзья одолжили Марии денег и с суммой 3000 литов она отправилась сначала в Иерусалим, а потом в Египет. Она трижды была на берегах Нила (в 1910, 1924 и 1934 гг.), но никогда не принимала участия в археологических работах - попросту не было средств. Она путешествовала, покупала недорогие памятники для своей коллекции и общалась с коллегами-египтологами – многих она знала еще по годам, проведенным в Москве. В своей страсти она часто, по мнению друзей, рисковала: например, одна отправилась на самом дешевом местном поезде из Каира в Луксор, чтобы посмотреть гробницу царя Сети I. «Это же легенда. Какие уж тут сомнения? – писала М. Рудзинскайте-Арчимавичене. Почувствуйте ту жажду жизни египтян, которые так сильно ненавидели смерть и старались всеми силами своего сознания найти способ не умереть, не поддаться смерти. Это сопротивление смерти и создало египетские мумии, пирамиды и невероятные подземные царские дворцы в ливийских горах».
Путешествуя по Египту, М. Рудзинскайте-Арчимавичене собрала небольшую, но ценную коллекцию древностей. В ней был, в частности, саркофаг с мумией и часть другого, богато расписанного саркофага, которые Мария, судя по вс ему, приобрела в специальном магазине в Египетском музее, где тогда свободно продавались древности не первой значимости. В ее собрании также были две маски мумий детей, статуэтки божеств, ушебти, амулеты и папирусы. Всегда желавшая делиться своими знаниями, Мария обратилась к руководству Каунасского музея с предложением экспонировать свои ценности, однако места для них не нашлось. Здесь выставлялись произведения М. Чюрлениса и литовское народное искусство. Какой тут еще Древний Египет? Музей решился взять только мумию и еще пару предметов и выставил их… под лестницей. Разгневанная Мария забрала экспонаты. Мумия и саркофаг стояли в центре комнаты египтолога, что очень не нравилось суеверным хозяевам домов, где снимала свое жилье Мария. То и дело приходилось искать новую квартиру. Позже место своим египетским сокровищам исследовательница нашла в Каунасском уездном педагогическом музее. Однако и здесь, не понимая ценности египетских памятников, их часто экспонировали вместе с детскими рисунками, а маски детских мумий попросту положили на витрину, в которой помещался саркофаг с мумией.
В 1940 году приказом министра образования М. Рудзинскайте-Арчимавичене была переведена на работу в Вильнюсский университет и назначена доцентом Кафедры всеобщей истории. Мария просит университет принять для выставки свою коллекцию древностей, но вновь получает отказ: нет места. Отчаявшись, в начале 1940-х гг. Мария забрала свою коллекцию из Педагогического музея и, получив все-таки согласие властей, передала их Каунасскому государственному музею культуры (ныне – Национальный художественный музей им. М. Чюрлениса). Вскоре М. Рудзинскайте-Арчимавичене скончалась и ее уникальное, но нежеланное в Литве собрание осталось в музее.
Все свои свободные средства, весьма скромные, Мария тратила на путешествия и на приобретение египетских памятников. Многие из которых в те годы стоили относительно недорого. Отдельные памятники – амулеты и статуэтки богов она часто дарила друзьям, среди которых было много представителей литовской интеллектуальной элиты того времени. Теперь подарки, сделанные Марией, поштучно скупает у наследников ее друзей музей им. М. Чюрлениса, пытаясь пополнить коллекцию египетских древностей. После того, как к столетию египтолога вышел ряд публикаций и о ней вспомнили, частный коллекционер из Каунаса привес в музей принадлежавшие ей папирус, который долгие годы считался утерянным.
Все египетские древности этой удивительной женщины и ученого, недооцененного при жизни, сейчас воссоединились в экспозиции «Искусство Древнего мира» в Картинной галерее М. Жилинскаса. Мечта Марии исполнилась. О памятнике в древнеегипетском стиле она, верившая в древнеегипетских богов, думается, могла только мечтать.
(с) Виктор Солкин по релизу LNM и 15min.lt.
Благодарю Андрея Федосова за ссылку на материалы.
(с) фото Аугустинас Бекшт, 15min.lt
Comments