top of page
Поиск
  • Фото автораvictorsolkin

Память под оргстеклом. Египетская коллецкия в ИОХМ, Иваново


Коллекция египетских памятников, хранящаяся в наши дни в Ивановском областном художественном музее, это небольшая часть огромного собрания редкостей и произведений искусства иваново-вознесенского промышленника Д.Г. Бурылина (1852-1924). Судьба коллекции сложна и отражает все, что происходило с Россией в те неспокойные годы.


Страсть к коллекционированию, как фабрики досталась Бурылину от деда. С 1902 года – почетный гражданин Иваново-Вознесенска, Дмитрий Геннадьевич 28 лет избирался гласным городской думы, построил одну из самых современных больниц того времени, а в 1912-1915 году построил для своей коллекции специальное здание музея, сделав собрание публичным и еще в 1896 году завещав его родному городу.


Революция, которую он изначально поддержал, растоптала его. Несмотря на данные гарантии, как только он передал красным комиссарам свое состояние, до этого хранившееся в Швейцарии, его обманули - переселили в подвальные комнаты собственного дома, а потом отстранили и от музея, обвинив в «сокрытии ценностей». В этом же году Бурылин, не выдержав преследований унижения и лжи, скончался. Для коллекции наступили черные времена, в ней было много предметов религиозного искусства – их попросту уничтожали, переплавляли, выбрасывали. Часть его коллекций передали в Эрмитаж, который позже распределил их по разным музейным собраниям, вновь нарушив тем самым волю собирателя.





Египетская коллекция Д.Г. Бурылина, компактная, но интересная, осталась в родном городе. Главный ее памятник – антропоморфный саркофаг щитоносца Анхефа (11-10 вв. до н.э.), несмотря на повреждения, очень хорош. Во многом, он сохранил свою богатую полихромную роспись. В коллекции есть предметы погребального инвентаря (канопы, ушебти), статуи божеств, среди которых особенно выделяется образ богини Исиды 6-4 вв. до н.э., предметы мелкой пластики, сосуды, замечательное зеркало. Самый древний памятник коллекции – верхняя часть статуи мужчины конца Среднего царства, 18 в. до н.э. Также в коллекции есть мумия знатной дамы I тыс. до н.э., очень сохранная, с фрагментами картонажного чехла на погребальных пеленах. Любопытно, что часть коллекции была приобретена в официальном магазине, который некогда существовал при Египетском музее в Каире.






В ИОХМ сейчас существует египетский зал, к сожалению, очень неудачный. Немногочисленные памятники просто тонут в неудачной, нарочитой белой и откровенно безвкусной застройке зала. Саркофаг Анхефа невозможно осмотреть полностью – вместо полноценной витрины он помещен в тесное пространство с массивными столбами по углам, на которых держится деградировавшее и бликующее оргстекло. Подлинные памятники в экспозиции зала укреплены на стенах металлическими держателями без (!) какой-то изоляции от подлинника, железо – к камню или бронзе, напрямую, что нарушает базовые нормы экспонирования памятников. С атрибуциями памятников музее полная беда – начиная от того, что деревянную заупокойную стелу с символами восходящего солнца этикетаж безграмотно именует «торцевой частью саркофага», а атрибуции некоторых образов божеств банально неверны, и завершая тем, что почти все памятники религиозной скульптуры датированы, как под копирку: «Поздний династический период, или период Птолемеев». Ситуация постыдная, учитывая, что еще в начале 2000-х годов хранитель музея Г. Солнцева сообщала мне, что, де они работают с Государственным Эрмитажем и готовят новую, актуальную экспозицию. То, что я описываю, она, «актуальная экспозиция» и есть.





Отреставрированный в 2016 году еще один саркофаг из коллекции Д.Г. Бурылина, принадлежащий жрецу Семтутефнахту, попросту в нее не вошел, его один раз показали на «Ночи музеев» и всё – видимо, от «изобилия» памятников в постоянной экспозиции. Любопытно, что саркофаг Семтутефнахта (6-4 вв. до н.э.), который не экспонируется, привез из Египта гофмейстер Хитрово, а знаменитый укротитель Дуров его перекупил и экспонировал в своем Музее редкостей в Воронеже. Ну а позже он оказался в числе других египетских древностей у Д.Г. Бурылина. В музее есть еще и третий саркофаг, увы, сильно поврежденный. Интересно, согласитесь? Но всего этого в музее вы не найдете. Зато на входе в зал стоит побитая временем архитектурная модель пирамиды Хеопса и, в отдалении, висит замечательный пейзаж В. Поленова с видом на остров Филе.

 

В целом, впечатление от музея удручающее – облупленные грязные стены, протекшие потолки, на временных выставках – этикетки, напечатанные на дешевой бумаге; в залах с потрясающей коллекцией живописи – вновь убогие белые стены, плохой свет и  смотрители, при немногочисленных посетителях обсуждающие детали своей личной жизни и трудовые достижения на грядке. Музею очень нужно обновление, потому что его, по крайней мере, заслуживает память коллекций Д.Г. Бурылина.

 

(с) Виктор Солкин, текст, фото, за исключением архивного кадра

(с) Д.Г. Бурылин (второй справа) со спутниками в Гизе. 1880-е. (с) фото - Ивановский историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина.

 

48 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page