Новый, XXI век принес с собой ужасное и неожиданное понимание того, что великие, хрестоматийные произведения искусства, которые казались вечными и нерушимыми, могут стать жертвами рук вандалов. Ночь 29 января 2011 года стала мрачной страницей в истории Египетского музея в Каире: проломив стеклянную крышу, вандалы громили залы музея, в том числе, - часть галереи Тутанхамона. Поняв, что "добытые" из-за стекла памятники выполнены не из золота, а из дерева, а лишь затем покрыты слоем гипса и золота, воры в ненависти крушили их и ими же били другие витрины. Многое, к счастью, удалось отреставрировать и восстановить.
Главная потеря Египетского музея в Каире - статуя богини Менкарет, несущей маленького Тутанхамона на руках. Памятник был разбит на части, лицо богини и фигура царя – оторваны и похищены. Изуродованный торс богини Менкарет – это все, что осталось от великолепного произведения искусства, которое не имеет аналогов среди других археологических находок в Египте.
До находки гробницы Тутанхамона о существовании таких статуй знали только по нескольким изображениям, сохранившимся на стенах гробниц Долины царей. Богиня Менкарет, изображенная с телом андрогина, сочетающего в себе и женские и мужские черты, несет Тутанхамона, высоко подняв его на руках. На богине - мужское набедренное опоясание, длинный трехчастный парик. Сам царь изображен запеленатым, в виде мумии; на нем широкое ожерелье усех и дешрет – корона Нижнего Египта.
Памятник иллюстрирует 168-е изречение «Книги мертвых», где повествуется о таинственных обитателях пещер Дуата – иного мира. Менкарет и некоторые другие обитатели этих таинственных мест должны на своих плечах поднять умершего на небо, сделать так, чтобы он победил смерть и стал «вновь рожденным» младенцем.
Фотоснимки и великолепная реконструкция памятника, сделанная замечательным петербургским скульптором Павлом Мунтиевым специально для выставочно-образовательного проекта "Загадка Тутанхамона", – всё, чем мы располагаем, говоря об одном из самых значительных памятников гробницы Тутанхамона. В своей работе Павел воссоздал не только внешний облик памятника, но и сделал его в соответствии с древними технологиями: вырезанные из дерева детали образа покрывались гипсом, слоем сусального золота, глаза статуи - инкрустированы стеклом и черным янтарем. Для работы использовались не только фотографии памятника разных лет, но и точные обмеры, сделанные самим Говардом Картером и хранящиеся в архива Института Гриффитса (Оксфорд).
Ничего подобного со времени гибели памятника ни в Египте, ни в других странах мира не предпринималось. Мне, как египтологу, было чрезвычайно интересно и приятно консультировать эту работу.
(с) фото - Виктор Савоневич, Сергей Куприянов
1 Comment