Вдумчивое, чуть отрешенное и одновременно, печальное выражение лица – маска саркофага Несипахерентахата - царского писца, архитектора, хранителя всех тайн царского некрополя Фив, жившего в самом конце 11 в. до н.э. Один из самых значимых памятников египетского искусства в России, он хранится в Воронеже, в ВОХМ им. И.Н. Крамского.
Более 200 лет тому назад его приобрел в Египте путешественник и российский дипломат Отто Фридрих Фон Рихтер. Позже саркофаг был приобретен по приказу Александра I для Юрьевского университета.
В 1915 году, с приближением фронта I мировой войны он в составе коллекций университета был перевезен в Воронеж, во время II мировой войны был эвакуирован в Омск, чудом не погиб, и сейчас - вновь в Воронеже. Саркофаг богато расписан снаружи и изнутри. В одном из текстов Несипахеретахат, один из ярких интеллектуалов своего времени, взывает к великим мастерам и архитекторам прошлого, чтобы они позволили ему там, в ином мире, сесть рядом с ними за жертвенный стол и, наконец, воссоединиться с теми, чьи имена он так чтил при жизни. Ничего подобного по историко-художественной значимости нет ни в Эрмитаже, ни в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
У меня к этому саркофагу, помимо всего, очень личное отношение: вместе с членами моей команды, готовившей новую экспозицию египетского зала в Воронеже, глухой ночью июля 2015 года я на собственных руках переносил двухметровый шедевр из старой витрины в новую, специально для него спроектированную по моему проекту.
В этой подборке – фото самого саркофага во время фотофиксации, то, как он экспонировался в музее раньше, во время демонтажа старой экспозиции, уже в новой витрине и во время одной из экскурсий, приуроченных к открытию новой египетской экспозиции в ВОХМ. Разница между тем, что было и что стало – колоссальная. Также вы найдете лик Хатхор Иментет, богини-защитницы, которая изображена среди потеков древних погребальных смол внутри на дне саркофага, который нуждается в реставрации.
Среди коллег на фото – Е. Пшеницына, С. Куприянов, Л. Китаева, В. Саввинов и А. Гизун.
Очень приятные воспоминания о сложнейшем проекте, сделанном на общественные средства - государственные структуры, несмотря на многочисленные обращения музея, не дали на него ни рубля.
(c) Виктор Солкин
Comments