Думаю, многие из моих читателей знают, что старейшая российская коллекция древностей хранится в Воронеже, в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского. В 2015 году мы вместе с воронежскими коллегами сделали в музее новую экспозицию египетского зала, издали каталог собрания на двух языках, организовали большой просветительский фестиваль «Вечный Египет».
Это собрание – плод путешествия на Восток и трудов замечательного ученого Отто Фридриха фон Рихтера (1791-1816), балтийского немца, имевшего российское подданство. В свое путешествие на Восток он отправился, зная, что ему предложена должность российского консула в Стамбуле. Выпускник московского и юрьевского университетов, фон Рихтер, путешествуя по Египту, дошел до самых южных земель, до крепости Каср Ибрим. Увы, в 25 лет талантливый ученый и путешественник умер от дизентерии в Измире, успев отправить собранные коллекции и библиотеку в родной Дерпт (позже- город Юрьев, который тогда был частью Российской империи (ныне это – Тарту, Эстония). Коллекцию у безутешного отца – Отто Магнуса Иоганна фон Рихтера – в 1816 году приобрел российский император Александр I, помимо денег за коллекцию передавший Магнусу личный подарок - именной золотой портсигар.
Коллекция была оставлена, как часть художественного музея Юрьевского университета, однако спустя столетие, в 1915 году, из-за приближавшегося фронта I Мировой войны уникальные памятники, принадлежащие по праву России, были перевезены в центральную часть страны и, в итоге, нашли свой новый дом в Воронеже. Там же был расквартирован и эвакуированный юрьевский университет. Египетская коллекция, ставшая достойной частью ВОХМ им. И.Н. Крамского, была небольшой, около 120 памятников, однако многие памятники этого старейшего собрания уникальны – стелы художников эпохи Рамсеса II, великолепный саркофаг царского архитектора и хранителя тайн фиванского некрополя Несипахерентахата, статуэтки-ушебти из фиванского тайника Баб эль-Газус и т.д.
Когда коллекции юрьевского университета эвакуировали, то несколько памятников из собрания Отто Фридриха фон Рихтера, приобретенные Россией, к сожалению, были забыты в анатомическом театре университета. Именно там оставались две человеческие мумии – мальчика 4-5 лет и юноши (Птолемеевское время, 2-1 вв. до н.э.), а также мумии священных животных – собаки и ибиса (последняя – в характерном керамическом сосуде, обе – 6-2 вв. до н.э.). В наши дни эти мумии хранятся по недоразумению в собрании Художественного музея Тартусского университета.
Недавно мне прислали несколько фотографий местного «египетского зала», который аляповато расписан на тему египетских представлений о загробном мире. Вместе с подлинными мумиями в этом нарочито безвкусном, похожем на дешевый детский аттракцион пространстве, экспонируются ужасная, сувенирного качества копия саркофага жрицы Хенуттауи (оригинал – в музее Метрополитен, Нью-Йорк, 25.3.182) и четыре посредственные имитации каноп, сосудов для внутренностей (оригиналы – канопы жреца Амона Падиуфа Лувр, Париж, N 2953). Почему не поместить в экспозицию рядом с подлинными объектами хорошие, музейного уровня копии необходимых дополнительных предметов, - для меня остается загадкой. Впрочем, достаточно посмотреть на общее «художественное» решение зала, чтобы многое понять.
Также в Художественном музее университета Тарту, среди слепков, хранится отличная старинная копия головы сидящей статуи Тутмоса III из Египетского музея в Турине (Cat. 1376), которая почему-то называется «статуей Тутмоса II» - совсем другого царя.
Думаю, что тем, кто знает и любит памятники воронежского собрания, будет интересно посмотреть на ту часть коллекции, которая по печальному недоразумению осталась в Юрьеве (ныне – Тарту).
(с) Виктор Солкин
(с) фото – Ольга Сергеева, muuseumikaart.ee, metmuseum.org, louvre.fr, museoegizio.it
Comments