Печальные новости пришли из Воронежа. Повод изначально был хороший: в ВОХМе им. И.Н. Крамского сделали новую экспозицию в зале античного искусства. Консультировал проект ГМИИ, получилось, на мой взгляд, очень симпатично, многие вещи впервые увидит публика.
В процессе работы по какой-то причине было решено затронуть и соседний, египетский зал, видимо, пытаясь соблюсти стилистическое единство экспозиции на этаже. Получилось очень плохо.
Отныне египетский зал, который мы с коллегами в 2015 году сделали песчаным, золотистым, наполненным светом и цветом, превратился в уныло-мрачный зал морга. Стены неудачно серого оттенка, плохо поставленный, «медицинский», как сказала коллега из Эрмитажа, свет. Комплекс экспозиции визуально разрушен за счет того, что со стен сняли экспликации. Вместо трех очень ценных по содержанию экспликаций – одна, напечатанная на стекле, а потому очень плохо читаемая. Писал этот текст откровенныйневежда – в нем шесть грубейших фактических ошибок, что непозволительно для музея. Из экспозиции ушли профессиональные этикетки на русском и английском языках, появились новые, только на русском, вновь с фактическими ошибками.
Если саркофаг Несипахерентахата и накладка на мумию жрицы остались на своих местах, то витрины с основной частью коллекции передвинуты, в них нарушена базовая архитектоника – большая статуя Птаха-Сокара-Осириса стоит над крохотными ушебти и другими мелкими произведениями декоративно-прикладного искусства. В экспозиции 2015 года номерки были сделаны из красивого матового стекла. Сейчас их заменяют плохо нарезанные картонки. Неудачно выставлен свет и на центральном памятнике скульптуры – группе молящегося с реликварием, украшенным головой овна. Памятник задвинут впритык к шторам, плохо освещен, невыразителен. Со светом в «обновленном» зале вообще беда: помню, как мы несколько часов выставляли свет так, чтобы саркофаг Несипахерентахата и особенно его лицо светились. Теперь ничего этого нет. Гроб в темном морге без выраженного скульптурного портрета маски. Кошмар у любого профессионала вызывает и то, что пол в египетском зале циклевали, не убирая саркофаг (!), прямо вокруг шедевра, который итак весь покрыт глубокими трещинами и нуждается в срочной реставрации. Вы же представляете, какую вибрацию создает циклевальная машина? А директор и главный хранитель музея – нет. Только за это виновных нужно уволить без права работы в музейном пространстве.
Когда создавалась экспозиция 2015 года, мы специально убрали из зала гипсовые слепки начала XX века, чтобы показать только подлинные произведения древнеегипетского искусства. Авторам нынешнего убожества откровенно не хватило музейного профессионализма и банального понимания ценности подлинника: в экспозицию вернули гипсовые слепки каноп, которые разрушают представление о ценности подлинников в экспозиции. Ну и самое печальное. Вместе с экспликациями из зала сняли портрет О.Ф. фон Рихтера, который собрал эту коллекцию. Всего девять лет в музее чтили память выдающегося человека. Не удивительно: не нужна память, когда глупые амбиции помножены на дурновкусие и банальный непрофессионализм. Манкурты не помнят и не ценят прошлое.
Подведу итоги. Отличная, европейского уровня экспозиция, сопровождавшаяся полноценным каталогом, простояла в Воронеже всего 9 лет. Она получила восторженную прессу на шести (!) языках и признание даже в Эстонии, которая традиционно враждебно относится к России и Воронежу. Информационное наполнение прежней экспозиции и ее художественное решение было максимально качественным, оно выделяло памятники, создавало вокруг них научно-информационный контекст. На ее смену пришел безымянный апофеоз безвкусицы, невежества и банального непрофессионализма.
Прилагаю свежие фото из Воронежа и, в качестве памяти и для сравнения, кадры экспозиции 2015 года.
Comments