Еще пара дней – и позади окажется удивительный год. Невероятно яркий, красочный, болезненно противоречивый. С одной стороны, в нем было очень много прекрасных моментов. Чего только стоит взгляд на подлинные памятники из гробницы Тутанхамона без стекла, прикосновения к царским опахалам и колеснице, колодец Исиды в Библе и храм матери богов, потрясающие древние памятники, которые мне приносили на экспертизу и удивительные встречи в разных частях мира. Удалось сделать великолепные выставки, прочитать лекции на трех языках, издать книги, обрести близких и родных людей в других частях света.
Особенный аромат этого года – от возможности общения с бронзовыми и фаянсовыми свидетелями времени, древнеегипетскими памятниками из собрания генерала-майора авиации СССР Андрея Борисовича Юмашева и его супруги – Киры Семёновны Володиной, той, что перевела на русский важнейшие труды великого Андре Мальро. А ещё – маски и керамика из собрания Ивана Яковлевича Билибина, подлинные древности из коллекции киевского врача, работавшего в Египте, в миссии первого русского египтолога Владимира Семёновича Голенищева. Все они – свидетели, победившие время. Прикосновение к ним – бесценно.
С другой стороны – это был прозрачный год. Многие показали то, что давно держали внутри себя. Было много черной неблагодарности, подлости и банальной человеческой глупости.
Здорово, что это стало явным. Это хороший урок и нужный ритуал очищения. Впредь, когда ко мне приведут безымянного персонажа из среднеазиатского городка и скажут, что он мечтает заниматься египтологией, я не поверю. И не потрачу на неблагодарное амбициозное полено четыре года жизни.
Прозрачность – двойственна. Она радостна, когда видишь то, что хотел давно увидеть, и болезненна, когда видишь ложь. Но она важна и нужна. Она лучше иллюзий и самообмана.
С одной стороны, собственные ошибки указывают на личное несовершенство. С другой, – они показывают, что ты живешь, развиваешься, идешь по дороге дальше. И это чувство – главное.
Наверное, в этом году не хватало тишины, возможности остановиться, подумать, нащупать некоторые смыслы.
И всё же я очень признателен этому году за прямоту, жесткость, безаппеляционность. На мой взгляд, развитие, в том числе, это очищение от наростов. Это хирургия, а не терапия. А когда рост, помимо всех бед и проблем, идет через искреннее восхищение, познание и опыт соприкосновения с великим – это ли не счастье?
Все зависит от того, как посмотреть на картинку, которая прикреплена к этому тексту.
Для кого-то это пронос мертвого тела. Для другого, может быть, новое археологическое открытие. Или удивительное ощущение времени, когда шаг живых и движение ушедшего в иной мир объединены созвучной поступью. Или, как для меня, новый повод вспомнить еще одно давно позабытое имя, так, как об этом умоляют древние тексты.
У каждого – по-своему.
(с) фото - архив IFAO NB_1972_02030 Рабочие, несущие мумию через некрополь Гурнет Мурраи. 1972 г.
https://www.dropbox.com/scl/fi/erz46xd9eqc7jz2q3dq3u/vvvvv.mp3?rlkey=6sjztg66nwhvs7yc1qpqb8i1l&dl=0