Погружение в прошлое можно почувствовать по-разному. Через прикосновение к фрагменту древнего керамического сосуда, или же стоя у грандиозных колонн какого-то храма. А можно совершить это погружение совершенно особым способом. Узкий лаз – после ослепительного египетского солнца глаза почти ничего не видят несколько секунд, потом зрение возвращаются.
Ступени деревянной лестницы, затем низкий проход по которому проходишь согбенным. И вот, наконец, можно распрямиться. Ты глубоко под землей и вокруг тебя не просто стены подземелья пирамиды царя Униса, правившего в 24 в. до н.э., но и бесконечные столбцы иероглифов. Кое-где в знаках, ювелирно вырезанных в камне, сохранился сине-зеленый пигмент, краска, цвет которой символически связан у египтян с представлениями о вечной жизни.
Кажущееся бесконечным, море текста поглощает тебя, растворяет в себе, покрывает знаками и символами, и вот ты уже в погребальной камере, потолок которой усеян звездами. Эти звезды - незыблемое, каменное подземное «небо» – мечта царя победить смерть, стать одной из этих «нерушимых звезд», которых египтяне видели, как светящиеся души праведных предков.
Там, в подземелье, по-прежнему стоит огромный саркофаг, а за ним – изображенный на стене царский дворец. «Тексты пирамид» - древнейший записанный свод религиозных текстов в истории человечества – появился здесь, в пирамиде Униса, впервые. Для нас это – звенящая в ушах своей невозможностью древность, а для Египта – очередная ступенька его истории. Позади уже стояли великие пирамиды Гизы.
Если правильно настроить свет фонарика, то на стенах камеры видны неясные очертания силуэтов. Это царь Хуфу на рельефах из своего заупокойного храма охотится в болотах Дельты, поднимая вверх руку с метательной палкой. К эпохе Униса многие памятники Хуфу, пользовавшегося в памяти египтян дурной славой, разобрали и использовали для строительства новых сооружений. Блоки с плохо стертыми рельефами попали на строительство новой пирамиды, не такой грандиозной, как «горы» в Гизе, но потаенной и совершенно особенной, донесшей до грядущих поколений не просто царские ритуальные тексты, но древнейшую, записанную красивейшим языком, мечту о жизни вечной.
С февраля начнем их читать и анализировать в рамках моего авторского курса по «Текстам пирамид». Специально заехал в Саккару, чтобы вновь испытать погружение. Не столько в подземелье, сколько в это пространство текста, безбрежное, поразительное, невероятно древнее и такое осязаемое.
Кому интересно про курс - https://www.domvoloshina.ru/events/teksty-piramid-kurs-viktora-solkina
(c) Виктор Солкин
Я почти пью глазами, если так можно сказать, всю эту красоту, это богатство и роскошь, и, по-моему, никогда не смогу утолить свою жажду. Иногда мне кажется, что если бы я осталась там, в тишине, без шума туристической толпы, наедине с этими стенами, надписями, рельефами, я бы просто разрыдалась. Настолько это непостижимо и прекрасно. Виктор, спасибо Вам, что делитесь такими сокровищами!